У нас викенд начался в пятницу. Я пошла на пикник, Максим - в камерный зал на Баха. Встретились потом на Софийской площади - думали пойти куда-то посидеть, но...Почему кафе работают до 10 и только самые гныбовато-прокуренный до гораздо позже?
К Софии у меня теперь особое отношение. Где-то здесь пылится возмущенная запись про турникеты в храме. Взгляды меняются. В таких храмах, как София ждолжен быть турникет и вход - как в Лувр. Потому что этот хра не имеет цены. И желательно фильтровать табуны школьников и туристов, которым что София что макдональдс. И еще про себя отметила: насколько трудно быть экскурсоводом. Рассказывать одно и то же по 300 раз на день. Хотя..я ж тоже по 300 раз одно и то же бывает рассказываю, поэтому стараюсь, чтоб себе же не нужно было, поэтому рассказываю по разному и подстраиваюсь под аудиторию. Воть...
Да, хотела писать про концерты, а начала про Софию.
С Софии я прониклась иконописью. Нет, хорошую картину-икону от чьих-то вдохновенных каракуль я всегда могла отличить. Но, сейчас икона стала особенным видом искусства.
Все эти одигитрии, панагии, элеусы %) В одних есть что-то по-настоящему нечеловеческое и это видно сразу. Детишки, звеневшие и пищавшие на всю акустику Софии, перед Орантой притихли. Точно так же, как и детишки 200 и 800 лет назад. Значит есть в этой картине нечто большее, не нуждающееся в представлении. Она светится настоящим светом. Не нарисованным. Дело, конечно, просто в кусочках смальты выложенных особым образом, но впечатление от этого тем не слабее.
Смотрели детишки на Пантократора или нет - не знаю. Я смотрела, но не видела. Потом увидела, на картинке.
София - странное пространство. ТАкая просто нереальная атмостфера. Лабиринт. Для, для меня помещение -лабиринт - єто вісшая интересность и мастерство.
Я ходила по нефам как зачарованная. Реконструкция біла проведена слоями. т.е. вот - полоса самого верхнего, нового слоя, над ней - полоса слоя постарее, и самый старый первый слой фрески. И видно, как краски меняются, как подновление отличается от исходного изображения..И как исходное изображение выходит на свет современности сквозь века.
Еще на макетах страшновато стало от громадности и грандиозности проекта, хотя снаружи и снизу кажется, что собор не такой уж большой. Такая иллюзия. Обычно даже большие церкви внутри - маленькие, а София- наоборот. Такая вот "рукавичка". Вот в Чернигове я видела иконки смешные - смотришь и ржешь. Ну, такие примитивненькие, старательные...Но смешные и жалкие, лубочные. А в Софии не посмеешься. Не с чего. Ни капли примитива. Отточенное, изысканное, идеальное мастерство. Глубокое и зрелое. У меня просто мозги заворачивались клубочками, когда я пыталась представить, как инженеры проектировали этот собор, сколько мастера-отделочники и художники ползали по стенам...Да, вспоминался "Андрей Рублев" Тарковского. Да, София получилась такой, как надо - вызывающей благоговение и преклонение. Без слов и пояснений. Независимо от уровня интеллекта и возраста. Хотя и проникались не все. Кто-то боялся - и замалякивал, кто-то считал, что сделает лучше - и замалякивал, кто-то тупо не смотрел.
София это еще и такая себе летопись обыденности - под стеклом граффити. Начиная с самого запуска собора. Вот сидела княгиня какая-то и ковыряла. Или княжич (там две стороны - женская и мужская). И семинаристы свои впечатления от жизни оставили. И сейчас приходят такие же - написано "колокол не трогать", нет - энтузиасты звонят и радостные такие потом стоят. С ни с чем не сравнимыми улыбками довольного идиота.
После мощи древнего византийства барокко на втором этаже не вставило. Вообще, оно смотрелось бравурненько и наляписто. Вот все равно, что сравнить Грейс Келли с Леди Гагой. А я люблю ведь барокко! За его динамизм легкость, взвихренность. Наверное, Леди Гага - не очень хорошее сравнение, Вобщем, барокко в Софии - не к месту. Барокке место в Андреевской церкви.
А вчера получше узнала Пирогощу. Да...Стояла себе Десятинная на Горе. Стояла через дорогу София, совсем новая -50 лет как построенная. Княжеские соборы. А ременсленники и торговцы, тогда еще вольные люди, и себе поставили церковку...На месте капища, как всигда.
Пирогоща была построена в византийских формах. ДА, мы сейчас премся от византийских форм. Я от них всегда перлась. Потому что мне наши прибароченные храмы казались неествественными. Ну, все равно как кимоно на сарафан перекроить. Исконно -Барочные церкви- красивые, а Старорусские прибароченные вызывали недоумение. Это ж как Батый раскатал Киев, жизнь сохранилась только на марсе...т.е на Подоле. И текла себе пицот лет, пока не пришел Мазепа. Ну, еще да, при Петре Могиле кое-что порихтовали и отстроили. Десятинную и Софию ту же.
Да, так вот. Батый и кумпания в Пирогощу не вламывались ибо стены у нею по 4 метра были и не горели. Вообще, т.е. совсем. Пирогощу строили русские мастера. По-своему, от визаантийства остался только бест-практис. Да, все равно что сап на азовстали. И после завоевания Киева Пирогоща осталась культурным центром. Больница, школа, библиотека, сокровищница. Подол горел сотни раз, а Пирогоща - стояла целая и невредимая. И только фундамент и подмурок все глубже уходили в землю, заливаемые весенними оползнями (но! заметте, не подтекали, просто вокруг повышался уровень грунта).
Фото - мое
А большевики ее взорвали. И заасвальтировали. А археологи ее откопали во время реконструкции Контрактовой площи.
Потом в 90-х ее отстроили. И пусть та сучка, которая назвала Пирогощу макетом укусит себя за попу. Это у меня путеводитель есть самопальный, барышня-автор умишком не вышла, поэтому и пишет гадости про все, чего не знает.
В подвале пирогощи открыли музей. Я все туда хотела зайти, но никак не могла найти вход %)
Разгерметизированный подвал все время подтапливало. Поэтому музей перенесли на Андреевский. И я вчера туда ходила.
Вот - узнала много нового про эту церковь, которая меня долго интересовала.
...И еще увидела вот что (возвращаясь к теме иконописи)
Богородица Панагия (Ярославльская икона).
Не такая мощная и...хтоническая %)...как Софийская Оранта. Она не воспринимается как само воплощение Земли-Матери. Она более человеческая. Но, от складок ее плаща просто выносит. Она возносится, как ракета...вернее, комета...вернее, как противоположность падающей звезде. По фенотипу она уже славянская, кстати.
Владимирская богоматерь
странная она. Такая хрупкая. И противоречивая. Она и улыбается вроде...и грустит. И от ритмичной прорисоски одежды тоже гудит в голове. Потому одежда рисует общее движение Матери и Ребенка. Иначе, как таинством не назовешь. Это та связь, которую не глядя и не ценя разрывают. И дети, и родители.
Эту икону (кажется) Мономах привез из Византии вместе с иконой Успение Богородицы, которая хранилась в Пирогоще. А потом кто-то из Московских князей увез ее себе.
И еще я вчера попала на выставку contemporаry икон. Об этом - чуть позже.
Про концерты ж речь шла, сначала-то.