Иду домой по Стрелецкой. А там есть домик один - я, когда прохожу, всегда заглядываю в окна. Потому что там картины висят. И мне всегда было интересно, там кто-то живет или там галерея?
Оказалось там галерея и дом. Квартира художника и там же его мастерская. В этот раз шла, а там музыка играла и народ толпился. Топился эдак с бокалами и яблоками-конфетами. Людишечки уже были с пластилиновыми лицами и расфокусированными глазами. Спросила, что тут? Можно ли зайти.
Зашла. Мне сказали, что это выставка Николая Журавля. Проект под названием "Пчелиный".
Я сразу даже не поняла где там что. Но, молча ходила, рассматривала. На обозрение было выставлено три огромных плотна (примерно 2,5 на 1 - потолки высокие, может и больше, чем 2,5). Посреди комнаты стояло нечто огромное, деревянное. Висело еще несколько работ. Интересно, что работы висели именно в таком порядке - от непонятных к понятным. Именно от объемных пчел на улике возле стойки с угощением я и начала раскручивать клубок проекта. Хотя...может это я не так подошла? Логичнее, что голодный новоприбывший народ сразу со входа несется к угощению, а потом - к картинам. И именно там их и ждала ловушка - картины у стола. Пчелы - удивительно объемные, скорее фото или коллаж-аппликация. Следующая картина уже более абстрактна и так далее - удаление от четкой формы к образной абстракции. Когда я поняла идею и "на что смотреть", увидела уже, что на картинах у входа. Там - солнечный свет и безумные рои пчел. А натура - то самое деревянное нечто в центре комнаты. Мастерская была полна этих пьяных существ с пластилиновыми лицами. Существа говорили о чем угодно, кроме того, ради чего собрались, точили угощение и лакали шампанское с беленьким. Существа были знакомы в доску и им было о чем поговорить - главное чтоб был повод собраться, какой повод - значения не имеет. Арт-тусовка, ага. . В воздухе витал запах алкоголя и свежего перегара с шоколадом. Потом еще кто-то закурил... Я вглядывалась в картины и уже понимала, что на них. Вихри летнего и поздне-весеннего света-меда и пчелы, дальние улики и цветы. Странная штука - все просто, но, когда уже вышла с выставки, поняла, что эти работы затягивают. Есть, куда углубиться. На чем остановить взгляд - как минимум.
Взяла с этажерки буклетики. А существа оживились и затеяли инсталляцию - начали все обматывать желтым скотчем и страшными непонятными тряпками. Обматывали и обвешивали все подряд, картины - тоже. Некоторые, более трезвые, стали ругаться на такое обращение с картинами и засобирались уходить.
Я шла и думала, это - искусство? А что именно есть искусство? Откуда и куда оно идет? Ведь в более классическом варианте - искусство архитектуры/скульптуры/живописи/графики именно изобразительное, современный арт тяготеет скорее к образотворчеству (да, именно арт, я не могу употребить термин "искусство" к тому, что часто лишь "мастерство" - мастерство владения какой-либо техникой, без смысла). Кроме того, учитывая популярность инсталляций, т.е. не просто выставок, а выставок с игровыми и интерактивными элементами. то как тогда это назвать? Театр? в ролях - субъекты и объекты, играющие сами для себя, играющие в? А что остается после них? Что будет с объектами без этих субъектов? Они ведь будут совсем не тем, что позиционируется изначально... Может их ценность в постоянной "переигрываемости".
Эти полотна пчелиные - хороши. Но! в ансамбле - их не разделишь. Что плохого? Да ничего вобщем-то...Просто возможно требуется расширение сознания восприятия. Я-то привыкла к самостоятельным произведениям, а не группам.
А инсталляции. по крайней мере виденные мной - не впечатляют. Может все дело, что именно "виденные", а надо не видеть, а участвовать?


Если честно, я вчера хотела быстренько уйти, как только увидела абстрактные работы у входа. Но удержалась чисто принципиально. Решила не делать скорых выводов, а сначала все рассмотреть. И правильно сделала. На вглядывание нужно потратить время и силы. Конечно, зря потраченного будет жаль, но, если окажется, что не зря, то юудет приятно от сделанного открытия.

ТАк называемые арт-тусовки я не люблю. Потому что сколько попадала на них и в них все время разочаровывалась. Произведения надо рассматривать молча, полностью сосредотачиваясь на них. А в "тусовке"..Это все равно, что ты сидишь в театре, а кто-то под боком обсуждает кофеварки. Постооронние раздражители отвлекают. Хотя, может это только меня?