Парау Парау
Все тут. В каментах
Итак, Одесса.
Филоссофско-теологический разгоор в поезде. Интересный собеседник.
Мы с ним и о бизнес-анализе поговорили и о рынках ценных бумаг, об инвесте…О столярке и плотничестве, наркотиках, родителях и детях, тюрьмах и сидельцах…
Я получила в подарок диск евангелистских песен из Иерусалима. И обещание подарить сборник стихов (дядя пишет, в т.ч. и по-украински, сильные стихи…). Но мне встречаться не очень хотелось. Хотелось остаться наедине с городом. А то…набьется в проводники , блаблабла…У него интересный подход к вере. Дядя размышляет, все обдумывает и взвешивает. Необычно отсутствие слепой веры. Не фанатик. А привлек он мое внимание, когда я зашла в вагон, а он переписывал ссылки на стихи из Библии.
Да и сам на вид – прям голливудский священник, в которого должна влюбица главная героиня.
)))))
День первый. Смутный. Немой
читать дальшеВокзал. Необыкновенно высокие платформы.
Можно сходить сразу на перрон, а не по сходням, как обычно.
5.30 утра.
Пресса не работает.
*но банкоматы есть*
Карты нет. Иду в отель. Без карты. По хреновой распечатке. Ем конфеты – благо, заготовила.
Рынок Привоз. Цветы.
Какие там цветы. Обещаю купить себе букет перед отъездом.
Суета.
Спрашиваю – никто ничего не знает. Пытаюсь сориентироваться – и снова озарение. А зачем?
Просто гуляй.
Все, как всегда найдется само.
Звонок маме.
Рынок Привоз. Обычный необычный. Такой огромный.
Просыпающийся рынок. Грузчики, холодильники, уборка мест.
Из окресных сел – на машинах, с ящиками, реализаторы, бегущие за грузчиками…
Одесса – большой Мариуполь.
Запах моря! Я им захлебываюсь. Такое ясное небо! И запахом клубники.
Запахом свежей рыбы…да мне этот запах нравится.
Камбала, толстолобик…Кефаль и бычки.
Выхожу с рынка – попробуй найди открытый выход.
Быстро иду, уворачиваясь от протянутых рук. Улыбаюсь.
Город у моря!
Хитрый.
Чуть не отобрал у меня подвесочку.
Зашла в Пантелеймоновский монастырь и – стук…по лестнице. Нету подвески. Спустилась, ищу. Нету!
Батюшка встречный нашел. Погладил по голове, улыбнулся. А я почему-то насторожилась.
Девушку так легко сделать некрасивой – достаточно надеть на голову платок…
Потом – сто баксов.
Они дежурно лежали в паспорте.
Заплатила за отель – кинулась. – нету их!
За ней – глаз да глаз!
Оружейный дом
До отеля добралась удивительно быстро. Учитывая то, что на распечатке не могла разобрать ни слова. Наткнулась на монастыри. Свернула на улицу, которая потом оказалась Пушкинской.
Пересекла обе Арнаутские и свернула на Успенскую. Хотя сначала заворачивала на одну из Арнаутских – там обнаружился отель, думала мой. А это было дорогое Черное море. Потом – на Успенской – памятник И. Франку.
Одесса – потрясающе оригинальна. Мне нравятся дизайнерские решения некоторых вывесок…
Вот, церква какая-то (Успенка) и мой отель.
И, о ужас, мой номер без окон. Ужасные два на два с мизерным санузлом.
Потом прошла на Преображенскую. Прекрасная, устремленная к небу Успенская церковь. Работал только нижний храм. Сверху – реставрация. Интересная особенность - в Одессе православные храмы снаружи оч походи на костелы, а внутри – как в каменном тереме. Низкие круглые своды и не перегороженное колоннами пространство.
Потом пошла вверх по Преображенской. Сток. Магазины. Пересечения улиц – Тираспольская площадь. Названия улиц я узнала потом.
Купила блокнотик. И карту. Не путеводитель, а именно карту.
И скоро поняла разницу.
Моя главная ошибка была в том, что я не подготовилась к Одессе – не почитала о городе, о достопримечательностях. Туристических и нетуристических…
___
Прошлась по монастырям. У меня с храмами – свои отношения.
Пантелеймоновский монастырь – платок на голове и чувство замкнутости, придавленности.
Ионинский – туда даже не зашла под праведно-осуждающими взглядами.
Без платка, да еще в джинсах.
Успенская церковь – такая похожая на минарет, устремленная вверх.
Преображенский собор с колоколом у входа – я узнала это место.
Гостиница Пассаж на Дерибасовской. НЕ помню, были ли мы тут? Очень красивое место.
Вообще, Одесса архитектурный город.
Я потом поняла, что так ходить нельзя. Села читать путеводитель. И пыталась отметить на карте, куда идти. Разметка улиц четко прямоугольная. В центре по крайней мере. Одесса – город Киевских масштабов. Она огромна. Это не Каменец и не Львов – не оббежишь за пару дней.
Прошлась по Дерибасовской
Стул. Всмысле Стул.
Бронзовый Утесов на лавке напортив кинотеатра УточКИНО.
Встала, пошла от Дерибассовской по Жукова (сплошная реставрация и стройка)
Вырулила на сплетение улиц. Обнаружила Филармонию и много «красивых домов». – по Бунина. Отметила, куда надо вернуться.
Дворик «Не гадить!» с кораблем фонариком и дворовой центр искусств с шикар
нейшим граффити.
Захотелось жрать.
Продуктовых по дороге нет. Попрятались.
Утро-то еще!
Иду по Греческой.. Библиотека.
Да, так называется магазин мужской одежды.
Нумизматический музей – закрыт.
Иду по Греческой. Впереди маячит что-то большое. Неужели обещанный маркет?
Жратва?!
Парфуми…Фу.
Мну тут уже была.
Героически фотаю, несмотря на голод.
Утренними конфетами свой голод я немного уговорила, но голова думать не хотела.
Вместе с голодом примолк и мосх.
А потом именно Жрать захотелось.
Ни одного продуктового. Ни одногошеньки! Вся Одесса зато заражена брендами и бутиками. А жрать нечего! *голосит*
Меня направили к маркету. Это ахтунг. Его не заметишь, если не буишь знать, что он тут.
И что он именно продуктовый. Маркет в отреставроранном старом здании.
Скупилась.
Прижала добро к груди *пакет купить мы забыли, а загребущести рук не расчитали* Доковыляла до Дерибасовской . Села на лавке и начала есть.
Начала есть.
Вообще, я не удивлюсь, если в сети появится видео сего процесса. У меня самой только пара фоток – попалась бабуля-доброволец.
Голодненькая Я.
Иногда можно подумать, что я в жизни занимаюсь исключительно двумя вещами: хочу есть и думаю.
Но это так только каком-то смысле.
Колбаса подъелась вся. Полбатона (фкусный, с облепиховым маслов), жменя полурастаявших конфет. Мосх начал слегка порсыпаться.
Полетел креатив – только руки заняты были.
Пишу теперь – по памяти.
Прошлась кругаля в поисках киоска с пакетами, чтоб сложитьостатки добра, вернулась в парк. Тетенька возле кинотеатра «угостила пакетиком» Elle. И я присела на лавке у фонтана. Рассмотреть путеводитель и наметить маршрут
Фонтан. Мамаша с детьми.
- Упадешь в фонтан!
И что? Упадет – встанет. Фонтан – одно название: ложка воды дитю по колено. А чего, собственно, он должен упасть?
Так, разобрать, что у нас по карте – и вперед.
Сфотаны филармония на Бунина, Преображенский собор и колокол.
Кстати, соборную площадь и рыночек сувениров помню еще по первому разу – я там свои бусы купила.
Я всегда берегла их. Боялась, что Одессы больше не увижу. А мне огда казалось, что это таааакой гороооод! После Киева просто город.
Ах, на Дерибасовской и правда хорошая погода! Жара несусветная
На полный желудок и город слышно.
Город потрясающей архитектуры – фотать и фотать!
Классицизм, романтизм и украинское барроко – в одном флаконе. Прямоугольно распланированный центр. Сразу видно городу меньше пятисот лет. Стоит не на горе и не коуглый, не спиральный
А утром я видела настоящего раввина!
Ф шляпе и с пейсами.
______
Пообедав, таки прошлась по рынку. Накупила сувениров. Обзавелась драконом. Черным, синим на просвет.
Этот базар…Есть ещички подороже…есть подешевле. А эти художники - вглядывалась в картины, как на Андреевском. И тоже много лажи…Ракушки. Ежики и ракушек, картины из ракушек, ракушки из ракушек…Наткнулась на тетку энтузиастку. Ужасно вонючие духи…Но, в ней есть что-то циганское, гипнотическое. Было настолько приятно слушать ее и отслеживать все психприемы…Классика! А картины…да, картины объективно стоящие. Купила одну – люблю я таких теток. Она увидела интерес (только не увидела к чему именно) – и давай впаривать: «А вот это, смотрите, как чудесно смотрится с этим…Вот я бы взяла эти три…да одна хорошо, а вот три….». Я улыбнулась. Хватит, хатит, мадам….Одного билета на ваше представление мне достаточно…
Браслетики меня тоже не притянули – цены на них росли с каждым словом, в ответ на мою заинтересованную и простодушную улыбку…
Другая умелица – кувшинчики и кувшины. Под гжель с Петриковской росписью…Глазурованные сверху, необожженные. И цены на них…Пароль «Авторская работа». Купила один, красивый, такой изящный…относительно недорогой. И подарок получила карту Одессы, которую муниципалитет повелел дарить-разадавать всем туристам на базаре.
Стеклянные фигурки. Мой - махонький пингвинчик.
И меня просто прошило, когда я увидела дракона. Показалось, что я, смятенная, приехала именно за ним и только за ним. Удержалась.
Походила. Намотала круги по магнитам…Вернулась и купила…
Хиппи…они везде одинаково-индивидуальны…Ложки, тарелочки, Дорого. Это – Одесса.
В отель – не таскать же все с собой.
По дороге в отель наткнулась на Троицкую церковь. Свернула рановато по успенской и вышла на Троицкую. К собору-бывшему костьолу…
Это католическая церковь. Приятная такая…С особой атмосферой…Там водички попила…Посидела.
Сходила в отель, бросила добро. Доела хлебушек, лежа пузом кверху н кровати… Снова сверилась с картой. И сверила карты – свою и дареную…Так не хотелось никуда идти…
Поднялась и пошла.
Затарилась водой…В мини-маркете.
С водой подмышкой, всмысле с бутылкой воды, потопала к Преображенскому собору и дальше – к Художественному музею.
Путь по Преображенской до отеля выучила напрочь!
Проходила мимо одной из памятных досок. И поняла одно имя. Хоть его там и не было.
Шла себе по Преображенской. С намерением дойти до Художественного музея на Софиевской. Фотала. Увидела красивое здание. Зашла – оказалась в кальвинистской церкви.
Забавно – без паломничества не обходится. И с протестантами я еще не беседовала..
Библиотека Мечникова оказалась именно библиотекой.
Странно, как люди не любят новое. Разговорилась с дядькой у библиотеки.
Он сокрушался, что стало слишком много УНИВЕРСИТЕТОВ. Может он и прав – зачем каждой шарашкиной конторе статус универа? С другой стороны…
Время покажет….Кто выживет, тот и универ…И по качеству выживших универов можно будет о многом судить…
Но покоробило меня именно стремление к неизменности.
__________
Дошла я до Художественного музея. Мимо ювелирного завода…Эх, ну никак у меня в душе не вязалось старое здание в стиле классицизма со словом «завод»…И просто дома-чудеса архитектуры. Барокко, украинско-российское.
И художественный музей. Здание такое, что иначе как музеем не назовешь…Напоминает чем-то киношную Тару. Может из-за жаркого воздуха и синего неба?
Зашла, купила билет. Злые тетки. «Ничего руками не трогайте –вы все равно не купите. «
Странно бежит время – почти три.
Портреты. Меня никогда особо не интересовали портреты. Больше привлекали пейзажи или тематические композиции. А тут почему-то начала вглядываться в портреты.
В глаза. В лица.
Сразу как-то привлекло внимание лицо Екатерины. Не там, где она Великая княгиня с цесаревичем Петром (хотя и там уже видно , что за птица), а там где она уже императрица. Огромный портрет такой, в полный рост.
И начала смотреть на все иначе…
Чем портреты мастеров отличаются от того, что рисуют и продают на улице? Тем, что на них хочется смотреть. Вглядываться в них. Они не пустые. И дело не в технике, не во внешнем сходстве, а уловленной сути, Душе.
Смотрела на людей. На лица, руки, одежду. Сколько в них характера, самой сущности человека.
Айвазовский – это когда можно потрогать облака и олны. Это нежный трепетный свет. И безудержная мощь волн. Гордые корабли, терпящие крушение у упорно бьющиеся за жизнь…И задумчивые пристани на закате…
Киселев, Шишкин, Айвазовский! Все, кого я копировала, кого знала по альбомам – вот они.
И портрет. Я открыла для себя портрет.
__________
Полпятого. Музей закрывается. Мне разрешили прийти завтра по тому же билету и досмотреть. А народу в музее было мало. Только тетки покрикивали - «на паркет не ступать!». Ох, уж эти музейщики – обиженные на весь мир. И чего орать на посетителей? Или они чуйствуют себя цепными собаками?
Вышла из музея. Прошлась дальше по улице – на горизонте море. Свернула следом за девучкой в арку.
Граффити! За ней же вырулила на бульвар Искусств. Я тут уже была. Помню бюст и апельсин с лошадьми.Психодельно романтическое место.
Бульвар Искусств.
Дом султана
Тут гуляют свадебки. Ядро-колесница – помню. Фотаются на романтичном чугунном мостике-арке
И я сфоталась. Сама. И в беседочке…И на террасочке.
Забавно, когда рассматривала карту, пешмост и этот мостик-арочка – не рядом. А в реале – наоборот. Вообще, туристическая карта города – понятие относительное. Она нужна скорее для уверенности, а не для ориентации на местности или планирования маршрута. Хотя, определенные опорные точки она дает. Вообще в Одессе – городе туристов – не встретила ни одного толкового путеводителя. Этопошесть городов у моря?
Почему чуть ли не каждый мост становится «мостом влюбленных»?
Пешмост над дорогой. Весь обвешан замочками и ленточками. Внизу – жд, море и машины. Сам мост какой-то БЕЛЫЙ
И еще про работников музея. При всей их фанатичной сварливости, многие даже своих экспонатов не знают. Хорошо, что такие не все.
Шла по мосту и вспоминала, вспомнила, что когда карту разбирала, как мне пройти оба моста, бульвар Искусств, музей и выйти на Приморский бульвар. А оказалось, иначе и нельзя. Проходишь один, потом – второй. Иначе и быть не может. Он, кстати, напоминает набережную в Бердянске.
Слышу музыку – под беленьким красивеньким с колоннами – пляшут ребята. Тут и клубные танцы и брейк.
Все оказалось просто.
Нашелся Дюк. И лестница. Вышла я к ним по Воронцовскому проулку.
Пошли планы города на фото.
А параллельно лестнице (Потемкинской лестнице) ходит бесплатный фуникулер. Совсем не такой, как в Киеве – один агончик. Полностью электро (никакого принципа связанных грузов). Там тетка вдохновенно поет песни про Одессу. Под аккордеон.
Приморский бульвар переходит в улицу Пушкинскую и дальше ведет у местной раде Там собираются роллеры-скейтеры, в аллее гуляют семьи и парочки….И на площадке стоят пушки и бюст Пушкина…Об этом – дальше
Мне очень не понравилась подсветка в аллее – уж очень аляповатая…Но это – позже.
От Дюка – прямо, после фуникулера и пары пробежек по лестнице.
Понтиак на бульваре. Обход домиков в проулке.
И огромный памятник Екатерине и фаворитам –основателям.
Радостные туристы – я у памятника, я обнимаю памятник, мы все толпой у памятника.
Наладилось, нашлось.
Совсем не то, что с утра. У меня тогда волосы на затылке дыбом вставали.
Я ее не видела, а она тырила у меня деньги.
Я ее рассмотрела – она вернула бабло.
Живем. Идем дальше.
По-прежнему на ходу не пишется. Эта женщина требует внимания. И не вполуха.
Маленький дворик в самом центре города. Маленький лабиринт – дворик в дворике. Белье и пара бюджетных машин.
Как все просто!
От Приморского бульвара, от Екатерины налево – Екатерининская улица, перпендикулярно ей – Ланжероновская. Налево по Ланжероновской – Опера.
Ланжер. Налево от Екат.
Направо по Ланжероновской, свернуть и выйдешь на Дерибасовскую (Ланжероновская параллельна Дерибасовской).
Обойти оперу – мимо фонтана, выйдешь к Горсовету, бюсту Пушкина.
Оттуда Идут улицы Пушкинская и Решельевская.
Трофейная пушка
До пересечения с Дерибассовской…
Я тут была. Новое – граффити «Я люблю Одессу». Дельфины, Ихтиандры и киты.
Указатель стран .
Музей археологии. Лаокаон.
3 одинаковых джипа – подъехали один за другим. Постояли и также синхронно уехали.
От Лаокаона налево – спуск. Литературный музей, сад скульптур,, музей Морфлота. Спускаюсь.
Была я тут – когда бежала в темноте со стадиона, чуть не завернула на эту лестницу. А автобумы ждали под потемкинской – немного дальше…Не завернула, потому что эта лестница показалась подозрительно темной и узковатой…
Выше, левее памятника пограничникам – стадион «Черноморец». Правее памятника – наверх, к одному из пляжей, кажется Аркадии.
На стадион решила не идти – там все равно реконструкция. Решила подняться к пляжу и выйти на Преображенскую, Пушкинскую, Екатерининскую или Решельевскую – они параллельны. Там, конечно, местечко еще то…Верхом – пешмост. Под ним – дорога. И вдоль дороги – грущобные магазины. Иначе не назовешь. Подвалы какие-то…НА меня опять напали собаки. Не так, как в Каменце – те сразу рвать кинулись. А так – перегородили дорогу стаей и загавкали.
Я испугалась. НУ, боюсь я собак. Как и всякая порядошная кошка…Шарахнулась на боковую пожарную лесенку (ведущий в никуда кусок лесенке на торце здания)
Разозлилась. А идти-то надо. Хоть куда. Не сидеть же между небом и землей.
Пересилила себя, слезла. Оглядываясь и прикрываясь кульками.
Обошла собак. Они - пропустили. А потом злость и страх испарились. А может и не надо мне туда. Не пускает город. Прошлась…Навалилась усталость. Идем до Дюка или по Ланжероновской? Хочу увидеть подсветку и на сегодня все.
Пошла к Дюку. Еще раз вверх по потемкинской лестнице. Фигня.
Бульвар реставрируют. Дюк и близлежащие дома не светятся. Прошлась по началу Пушкинской (по той самой аллее с аляповатыми гирляндами). Одесса напоминает Киев, очень. И даже в том плане, что многие старые памятки архитектуры планомерно доводятся до состояния «под снос». Атмосфера – близка к киевской, но нет киевской мудрости в ее душе…Точно, рыбачка Соня из сада скульптур.
Неуютно мне было в Одессе в этот раз.
Снова вышла к Екатерине и фаворитам. Прошлась к Ланжероновской, мимо оживающих кафешек. В этот раз свернула направо. Вышла на Дерибасовскую – в ее конец.
Там – мак, корова (это такой атрибут одного из ресторанов), знакомый кусочек. Магазины…Реставрация-застройка…
Дошла до поворота к опере. Свернула на Решельевскую.
Опера – красивая. И отель, в котором тогда останавливался Шахтер и голая нимфа «под мрамор». Прекрасный фонтан и горсовет.
Все. План выполнен и еще немного…По Пушкинской – к отелю. Здесь я проходила утром – пересекаю Бунина, Греческую…Троицкую
Ноги просто вопят. В отель и спать.
Итак, Одесса.
Филоссофско-теологический разгоор в поезде. Интересный собеседник.
Мы с ним и о бизнес-анализе поговорили и о рынках ценных бумаг, об инвесте…О столярке и плотничестве, наркотиках, родителях и детях, тюрьмах и сидельцах…
Я получила в подарок диск евангелистских песен из Иерусалима. И обещание подарить сборник стихов (дядя пишет, в т.ч. и по-украински, сильные стихи…). Но мне встречаться не очень хотелось. Хотелось остаться наедине с городом. А то…набьется в проводники , блаблабла…У него интересный подход к вере. Дядя размышляет, все обдумывает и взвешивает. Необычно отсутствие слепой веры. Не фанатик. А привлек он мое внимание, когда я зашла в вагон, а он переписывал ссылки на стихи из Библии.
Да и сам на вид – прям голливудский священник, в которого должна влюбица главная героиня.

День первый. Смутный. Немой
читать дальшеВокзал. Необыкновенно высокие платформы.
Можно сходить сразу на перрон, а не по сходням, как обычно.
5.30 утра.
Пресса не работает.
*но банкоматы есть*
Карты нет. Иду в отель. Без карты. По хреновой распечатке. Ем конфеты – благо, заготовила.
Рынок Привоз. Цветы.
Какие там цветы. Обещаю купить себе букет перед отъездом.
Суета.
Спрашиваю – никто ничего не знает. Пытаюсь сориентироваться – и снова озарение. А зачем?
Просто гуляй.
Все, как всегда найдется само.
Звонок маме.
Рынок Привоз. Обычный необычный. Такой огромный.
Просыпающийся рынок. Грузчики, холодильники, уборка мест.
Из окресных сел – на машинах, с ящиками, реализаторы, бегущие за грузчиками…
Одесса – большой Мариуполь.
Запах моря! Я им захлебываюсь. Такое ясное небо! И запахом клубники.
Запахом свежей рыбы…да мне этот запах нравится.
Камбала, толстолобик…Кефаль и бычки.
Выхожу с рынка – попробуй найди открытый выход.
Быстро иду, уворачиваясь от протянутых рук. Улыбаюсь.
Город у моря!
Хитрый.
Чуть не отобрал у меня подвесочку.
Зашла в Пантелеймоновский монастырь и – стук…по лестнице. Нету подвески. Спустилась, ищу. Нету!
Батюшка встречный нашел. Погладил по голове, улыбнулся. А я почему-то насторожилась.
Девушку так легко сделать некрасивой – достаточно надеть на голову платок…
Потом – сто баксов.
Они дежурно лежали в паспорте.
Заплатила за отель – кинулась. – нету их!
За ней – глаз да глаз!
Оружейный дом
До отеля добралась удивительно быстро. Учитывая то, что на распечатке не могла разобрать ни слова. Наткнулась на монастыри. Свернула на улицу, которая потом оказалась Пушкинской.
Пересекла обе Арнаутские и свернула на Успенскую. Хотя сначала заворачивала на одну из Арнаутских – там обнаружился отель, думала мой. А это было дорогое Черное море. Потом – на Успенской – памятник И. Франку.
Одесса – потрясающе оригинальна. Мне нравятся дизайнерские решения некоторых вывесок…
Вот, церква какая-то (Успенка) и мой отель.
И, о ужас, мой номер без окон. Ужасные два на два с мизерным санузлом.
Потом прошла на Преображенскую. Прекрасная, устремленная к небу Успенская церковь. Работал только нижний храм. Сверху – реставрация. Интересная особенность - в Одессе православные храмы снаружи оч походи на костелы, а внутри – как в каменном тереме. Низкие круглые своды и не перегороженное колоннами пространство.
Потом пошла вверх по Преображенской. Сток. Магазины. Пересечения улиц – Тираспольская площадь. Названия улиц я узнала потом.
Купила блокнотик. И карту. Не путеводитель, а именно карту.
И скоро поняла разницу.
Моя главная ошибка была в том, что я не подготовилась к Одессе – не почитала о городе, о достопримечательностях. Туристических и нетуристических…
___
Прошлась по монастырям. У меня с храмами – свои отношения.
Пантелеймоновский монастырь – платок на голове и чувство замкнутости, придавленности.
Ионинский – туда даже не зашла под праведно-осуждающими взглядами.
Без платка, да еще в джинсах.
Успенская церковь – такая похожая на минарет, устремленная вверх.
Преображенский собор с колоколом у входа – я узнала это место.
Гостиница Пассаж на Дерибасовской. НЕ помню, были ли мы тут? Очень красивое место.
Вообще, Одесса архитектурный город.
Я потом поняла, что так ходить нельзя. Села читать путеводитель. И пыталась отметить на карте, куда идти. Разметка улиц четко прямоугольная. В центре по крайней мере. Одесса – город Киевских масштабов. Она огромна. Это не Каменец и не Львов – не оббежишь за пару дней.
Прошлась по Дерибасовской
Стул. Всмысле Стул.
Бронзовый Утесов на лавке напортив кинотеатра УточКИНО.
Встала, пошла от Дерибассовской по Жукова (сплошная реставрация и стройка)
Вырулила на сплетение улиц. Обнаружила Филармонию и много «красивых домов». – по Бунина. Отметила, куда надо вернуться.
Дворик «Не гадить!» с кораблем фонариком и дворовой центр искусств с шикар
нейшим граффити.
Захотелось жрать.
Продуктовых по дороге нет. Попрятались.
Утро-то еще!
Иду по Греческой.. Библиотека.
Да, так называется магазин мужской одежды.
Нумизматический музей – закрыт.
Иду по Греческой. Впереди маячит что-то большое. Неужели обещанный маркет?
Жратва?!
Парфуми…Фу.
Мну тут уже была.
Героически фотаю, несмотря на голод.
Утренними конфетами свой голод я немного уговорила, но голова думать не хотела.
Вместе с голодом примолк и мосх.
А потом именно Жрать захотелось.
Ни одного продуктового. Ни одногошеньки! Вся Одесса зато заражена брендами и бутиками. А жрать нечего! *голосит*
Меня направили к маркету. Это ахтунг. Его не заметишь, если не буишь знать, что он тут.
И что он именно продуктовый. Маркет в отреставроранном старом здании.
Скупилась.
Прижала добро к груди *пакет купить мы забыли, а загребущести рук не расчитали* Доковыляла до Дерибасовской . Села на лавке и начала есть.
Начала есть.
Вообще, я не удивлюсь, если в сети появится видео сего процесса. У меня самой только пара фоток – попалась бабуля-доброволец.
Голодненькая Я.
Иногда можно подумать, что я в жизни занимаюсь исключительно двумя вещами: хочу есть и думаю.
Но это так только каком-то смысле.
Колбаса подъелась вся. Полбатона (фкусный, с облепиховым маслов), жменя полурастаявших конфет. Мосх начал слегка порсыпаться.
Полетел креатив – только руки заняты были.
Пишу теперь – по памяти.
Прошлась кругаля в поисках киоска с пакетами, чтоб сложитьостатки добра, вернулась в парк. Тетенька возле кинотеатра «угостила пакетиком» Elle. И я присела на лавке у фонтана. Рассмотреть путеводитель и наметить маршрут
Фонтан. Мамаша с детьми.
- Упадешь в фонтан!
И что? Упадет – встанет. Фонтан – одно название: ложка воды дитю по колено. А чего, собственно, он должен упасть?
Так, разобрать, что у нас по карте – и вперед.
Сфотаны филармония на Бунина, Преображенский собор и колокол.
Кстати, соборную площадь и рыночек сувениров помню еще по первому разу – я там свои бусы купила.
Я всегда берегла их. Боялась, что Одессы больше не увижу. А мне огда казалось, что это таааакой гороооод! После Киева просто город.
Ах, на Дерибасовской и правда хорошая погода! Жара несусветная
На полный желудок и город слышно.
Город потрясающей архитектуры – фотать и фотать!
Классицизм, романтизм и украинское барроко – в одном флаконе. Прямоугольно распланированный центр. Сразу видно городу меньше пятисот лет. Стоит не на горе и не коуглый, не спиральный

А утром я видела настоящего раввина!
Ф шляпе и с пейсами.
______
Пообедав, таки прошлась по рынку. Накупила сувениров. Обзавелась драконом. Черным, синим на просвет.
Этот базар…Есть ещички подороже…есть подешевле. А эти художники - вглядывалась в картины, как на Андреевском. И тоже много лажи…Ракушки. Ежики и ракушек, картины из ракушек, ракушки из ракушек…Наткнулась на тетку энтузиастку. Ужасно вонючие духи…Но, в ней есть что-то циганское, гипнотическое. Было настолько приятно слушать ее и отслеживать все психприемы…Классика! А картины…да, картины объективно стоящие. Купила одну – люблю я таких теток. Она увидела интерес (только не увидела к чему именно) – и давай впаривать: «А вот это, смотрите, как чудесно смотрится с этим…Вот я бы взяла эти три…да одна хорошо, а вот три….». Я улыбнулась. Хватит, хатит, мадам….Одного билета на ваше представление мне достаточно…
Браслетики меня тоже не притянули – цены на них росли с каждым словом, в ответ на мою заинтересованную и простодушную улыбку…
Другая умелица – кувшинчики и кувшины. Под гжель с Петриковской росписью…Глазурованные сверху, необожженные. И цены на них…Пароль «Авторская работа». Купила один, красивый, такой изящный…относительно недорогой. И подарок получила карту Одессы, которую муниципалитет повелел дарить-разадавать всем туристам на базаре.
Стеклянные фигурки. Мой - махонький пингвинчик.
И меня просто прошило, когда я увидела дракона. Показалось, что я, смятенная, приехала именно за ним и только за ним. Удержалась.
Походила. Намотала круги по магнитам…Вернулась и купила…
Хиппи…они везде одинаково-индивидуальны…Ложки, тарелочки, Дорого. Это – Одесса.
В отель – не таскать же все с собой.
По дороге в отель наткнулась на Троицкую церковь. Свернула рановато по успенской и вышла на Троицкую. К собору-бывшему костьолу…
Это католическая церковь. Приятная такая…С особой атмосферой…Там водички попила…Посидела.
Сходила в отель, бросила добро. Доела хлебушек, лежа пузом кверху н кровати… Снова сверилась с картой. И сверила карты – свою и дареную…Так не хотелось никуда идти…
Поднялась и пошла.
Затарилась водой…В мини-маркете.
С водой подмышкой, всмысле с бутылкой воды, потопала к Преображенскому собору и дальше – к Художественному музею.
Путь по Преображенской до отеля выучила напрочь!
Проходила мимо одной из памятных досок. И поняла одно имя. Хоть его там и не было.
Шла себе по Преображенской. С намерением дойти до Художественного музея на Софиевской. Фотала. Увидела красивое здание. Зашла – оказалась в кальвинистской церкви.
Забавно – без паломничества не обходится. И с протестантами я еще не беседовала..
Библиотека Мечникова оказалась именно библиотекой.
Странно, как люди не любят новое. Разговорилась с дядькой у библиотеки.
Он сокрушался, что стало слишком много УНИВЕРСИТЕТОВ. Может он и прав – зачем каждой шарашкиной конторе статус универа? С другой стороны…
Время покажет….Кто выживет, тот и универ…И по качеству выживших универов можно будет о многом судить…
Но покоробило меня именно стремление к неизменности.
__________
Дошла я до Художественного музея. Мимо ювелирного завода…Эх, ну никак у меня в душе не вязалось старое здание в стиле классицизма со словом «завод»…И просто дома-чудеса архитектуры. Барокко, украинско-российское.
И художественный музей. Здание такое, что иначе как музеем не назовешь…Напоминает чем-то киношную Тару. Может из-за жаркого воздуха и синего неба?
Зашла, купила билет. Злые тетки. «Ничего руками не трогайте –вы все равно не купите. «
Странно бежит время – почти три.
Портреты. Меня никогда особо не интересовали портреты. Больше привлекали пейзажи или тематические композиции. А тут почему-то начала вглядываться в портреты.
В глаза. В лица.
Сразу как-то привлекло внимание лицо Екатерины. Не там, где она Великая княгиня с цесаревичем Петром (хотя и там уже видно , что за птица), а там где она уже императрица. Огромный портрет такой, в полный рост.
И начала смотреть на все иначе…
Чем портреты мастеров отличаются от того, что рисуют и продают на улице? Тем, что на них хочется смотреть. Вглядываться в них. Они не пустые. И дело не в технике, не во внешнем сходстве, а уловленной сути, Душе.
Смотрела на людей. На лица, руки, одежду. Сколько в них характера, самой сущности человека.
Айвазовский – это когда можно потрогать облака и олны. Это нежный трепетный свет. И безудержная мощь волн. Гордые корабли, терпящие крушение у упорно бьющиеся за жизнь…И задумчивые пристани на закате…
Киселев, Шишкин, Айвазовский! Все, кого я копировала, кого знала по альбомам – вот они.
И портрет. Я открыла для себя портрет.
__________
Полпятого. Музей закрывается. Мне разрешили прийти завтра по тому же билету и досмотреть. А народу в музее было мало. Только тетки покрикивали - «на паркет не ступать!». Ох, уж эти музейщики – обиженные на весь мир. И чего орать на посетителей? Или они чуйствуют себя цепными собаками?
Вышла из музея. Прошлась дальше по улице – на горизонте море. Свернула следом за девучкой в арку.
Граффити! За ней же вырулила на бульвар Искусств. Я тут уже была. Помню бюст и апельсин с лошадьми.Психодельно романтическое место.
Бульвар Искусств.
Дом султана
Тут гуляют свадебки. Ядро-колесница – помню. Фотаются на романтичном чугунном мостике-арке
И я сфоталась. Сама. И в беседочке…И на террасочке.
Забавно, когда рассматривала карту, пешмост и этот мостик-арочка – не рядом. А в реале – наоборот. Вообще, туристическая карта города – понятие относительное. Она нужна скорее для уверенности, а не для ориентации на местности или планирования маршрута. Хотя, определенные опорные точки она дает. Вообще в Одессе – городе туристов – не встретила ни одного толкового путеводителя. Этопошесть городов у моря?
Почему чуть ли не каждый мост становится «мостом влюбленных»?
Пешмост над дорогой. Весь обвешан замочками и ленточками. Внизу – жд, море и машины. Сам мост какой-то БЕЛЫЙ
И еще про работников музея. При всей их фанатичной сварливости, многие даже своих экспонатов не знают. Хорошо, что такие не все.
Шла по мосту и вспоминала, вспомнила, что когда карту разбирала, как мне пройти оба моста, бульвар Искусств, музей и выйти на Приморский бульвар. А оказалось, иначе и нельзя. Проходишь один, потом – второй. Иначе и быть не может. Он, кстати, напоминает набережную в Бердянске.
Слышу музыку – под беленьким красивеньким с колоннами – пляшут ребята. Тут и клубные танцы и брейк.
Все оказалось просто.
Нашелся Дюк. И лестница. Вышла я к ним по Воронцовскому проулку.
Пошли планы города на фото.
А параллельно лестнице (Потемкинской лестнице) ходит бесплатный фуникулер. Совсем не такой, как в Киеве – один агончик. Полностью электро (никакого принципа связанных грузов). Там тетка вдохновенно поет песни про Одессу. Под аккордеон.
Приморский бульвар переходит в улицу Пушкинскую и дальше ведет у местной раде Там собираются роллеры-скейтеры, в аллее гуляют семьи и парочки….И на площадке стоят пушки и бюст Пушкина…Об этом – дальше
Мне очень не понравилась подсветка в аллее – уж очень аляповатая…Но это – позже.
От Дюка – прямо, после фуникулера и пары пробежек по лестнице.
Понтиак на бульваре. Обход домиков в проулке.
И огромный памятник Екатерине и фаворитам –основателям.
Радостные туристы – я у памятника, я обнимаю памятник, мы все толпой у памятника.
Наладилось, нашлось.
Совсем не то, что с утра. У меня тогда волосы на затылке дыбом вставали.
Я ее не видела, а она тырила у меня деньги.
Я ее рассмотрела – она вернула бабло.
Живем. Идем дальше.
По-прежнему на ходу не пишется. Эта женщина требует внимания. И не вполуха.
Маленький дворик в самом центре города. Маленький лабиринт – дворик в дворике. Белье и пара бюджетных машин.
Как все просто!
От Приморского бульвара, от Екатерины налево – Екатерининская улица, перпендикулярно ей – Ланжероновская. Налево по Ланжероновской – Опера.
Ланжер. Налево от Екат.
Направо по Ланжероновской, свернуть и выйдешь на Дерибасовскую (Ланжероновская параллельна Дерибасовской).
Обойти оперу – мимо фонтана, выйдешь к Горсовету, бюсту Пушкина.
Оттуда Идут улицы Пушкинская и Решельевская.
Трофейная пушка
До пересечения с Дерибассовской…
Я тут была. Новое – граффити «Я люблю Одессу». Дельфины, Ихтиандры и киты.
Указатель стран .
Музей археологии. Лаокаон.
3 одинаковых джипа – подъехали один за другим. Постояли и также синхронно уехали.
От Лаокаона налево – спуск. Литературный музей, сад скульптур,, музей Морфлота. Спускаюсь.
Была я тут – когда бежала в темноте со стадиона, чуть не завернула на эту лестницу. А автобумы ждали под потемкинской – немного дальше…Не завернула, потому что эта лестница показалась подозрительно темной и узковатой…
Выше, левее памятника пограничникам – стадион «Черноморец». Правее памятника – наверх, к одному из пляжей, кажется Аркадии.
На стадион решила не идти – там все равно реконструкция. Решила подняться к пляжу и выйти на Преображенскую, Пушкинскую, Екатерининскую или Решельевскую – они параллельны. Там, конечно, местечко еще то…Верхом – пешмост. Под ним – дорога. И вдоль дороги – грущобные магазины. Иначе не назовешь. Подвалы какие-то…НА меня опять напали собаки. Не так, как в Каменце – те сразу рвать кинулись. А так – перегородили дорогу стаей и загавкали.
Я испугалась. НУ, боюсь я собак. Как и всякая порядошная кошка…Шарахнулась на боковую пожарную лесенку (ведущий в никуда кусок лесенке на торце здания)
Разозлилась. А идти-то надо. Хоть куда. Не сидеть же между небом и землей.
Пересилила себя, слезла. Оглядываясь и прикрываясь кульками.
Обошла собак. Они - пропустили. А потом злость и страх испарились. А может и не надо мне туда. Не пускает город. Прошлась…Навалилась усталость. Идем до Дюка или по Ланжероновской? Хочу увидеть подсветку и на сегодня все.
Пошла к Дюку. Еще раз вверх по потемкинской лестнице. Фигня.
Бульвар реставрируют. Дюк и близлежащие дома не светятся. Прошлась по началу Пушкинской (по той самой аллее с аляповатыми гирляндами). Одесса напоминает Киев, очень. И даже в том плане, что многие старые памятки архитектуры планомерно доводятся до состояния «под снос». Атмосфера – близка к киевской, но нет киевской мудрости в ее душе…Точно, рыбачка Соня из сада скульптур.
Неуютно мне было в Одессе в этот раз.
Снова вышла к Екатерине и фаворитам. Прошлась к Ланжероновской, мимо оживающих кафешек. В этот раз свернула направо. Вышла на Дерибасовскую – в ее конец.
Там – мак, корова (это такой атрибут одного из ресторанов), знакомый кусочек. Магазины…Реставрация-застройка…
Дошла до поворота к опере. Свернула на Решельевскую.
Опера – красивая. И отель, в котором тогда останавливался Шахтер и голая нимфа «под мрамор». Прекрасный фонтан и горсовет.
Все. План выполнен и еще немного…По Пушкинской – к отелю. Здесь я проходила утром – пересекаю Бунина, Греческую…Троицкую
Ноги просто вопят. В отель и спать.
@музыка: Мідрий, бо німий - Скрябін
@темы: Одесса, Настроение
читать дальше
Зашла в магазин (минимаркет на Преображенской – в цоколе красивого старого здания) по харчи.
Так! Нашелся первый почитатель моего таланта.
Зашла в магаз, выбрала морожено, иду к кассе.
- Девушка! А вы колбасы не хотите?
- Нет.
- Мы вам даже нарежем. – смееца.
- Спасибо, когда захочу, обязательно обращусь.
Свидетели моего вчерашнего выступления.
________
Вышла из магаза ем морожено. Классное. Парень не соврал. Кстати, там морожено самое дешевое. Везде от 2 грн, там – 1,5.
Листаю блокнот (занятыми торбами руками). Кстати, торбы были из-за перестраховки – утеплилась невмерно после Каменца.
Надо же, я могу 30 страниц стонать о том, что мне не пишется и нет вдохновения…
_________
Дотопала до худмузея, съела по дороге еще пару морожен. У ворот полезла за билетом. Его на предполагаемом месте не оказалось. У меня в Одессе все время что-то терялось. То деньги, то билеты, то вещи….Потом находилось, но всеже…
Искала билетик в худ музей. Нету.
Нету и все тут.
Разочарование.
Но продолжала искать.
До последнего. Все перебрала. Нет.
И, когда уже потеряла надежду, нашла.
Снова музейные тетки-собаки.
Когда зашла, шла какая-то детская экскурсия. НУ, как бывает, когда детишкам организуют групповую поездочку куда-нибудь. Дети (12-13 лет) – они и есть дети. Шумят, галдят. Топают. По священному паркету.
У теток просто крышу рвет. С пеной изо рта кричат «ничего не трогайте» .При чем, речь не об экспонатах, а о книжках на кассе. Меня пропустили.
Нахожу зал на котором остановилась. Только в одном была нормальная тетка. Остальные фэ! «Ты тут вчера уже смотрела». И какая вам в сраку разница, если посмотрю еще раз?
Картины.
«Набридла.»
Парень и девушка. Какая аллегория! Так типично – девучку, воспитанную в лучших традициях, поманили, поюзали, она надоела.
Ей больше нечего предложить. У него – слишком большой выбор (дефки-то дурры!) а он – всегда парень-огурец
Лужа – это кусочек неба на земле.
(Станиславский – «Ставок»)
Иду по залам
Картины берут под стекло, чтоб не портились – лак не окислялся, краски и тп
Но при этом ни разу не продумывают взаимное расположение ламп и картин. Некоторые картины из-за бликов на стекле рассмотреть вообще невозможно.
Прикрытые от солнца акварели. Некоторые акварели завешаны бархатом. И занавесочку надо поднимать и заглядывать под нее – так и смотреть картины.
При этом, опять же, непродуманное расположение – нельзя что ли акварели вещать не напротив окон?
Врубель «Валькирия»
Все-таки во Владимирском ниразу не Врубель, а Васнецов. Надо проверить – книги по собору лежат уже вторую неделю. Обшиблась тетя-автор «Киевских ведьм» Я потом смотрела – в титрах художников, работавших над росписью собора, Врубель не значится.
В этом музее, да и в любом другом, глядя на картины, не забывайте про пол и потолок. Лепнина, роспись и паркет.
Конные скульптуры.
Казак
Кавказец
Опричник.
Такие ярко выраженные типы!
Черное идет не всем.
А только тем, кто достаточно ярок, чтобы не теряться на черном.
(В. Серов «Портрет В.Кононович», «Портрет Алафузовой»)
Савва Мамонтов. Такой простецкий дядька на первый взгляд. Но только на первый.
Его выдают глаза…
Фигура сатира, целомудренно замотанная в тряпчаную тогу. Ага, тут же школьников водили.
Еще один всадник – Монгол.
Гунн. (авт. Г. Р.Залеман) Я умная девучка не сразу дошла до того, чтоб записывать названия картин и скульптур и авторов.
Суворов – автор Б. В. Эдуардс – одесский скульптор. Впечатляюще
_________
Зал Рериха. Я и его раньше не понимала. В оригинале его работы еще сильнее.
Тут же – работы Кандинского.
Интересная работа. Колесников – село и тени куполов на полях.
__________
Зал сменных экспозиций. Выставка И. Островский.
Есть интересные работы. Есть никакущие – не во что всматриваться в них. Есть просто страшные.
__________
Итаво, художественный музей. Что я могу сказать?
Сильно. Если б не тети.
Вас давит жаба впускать по вчерашнему билету? Не впускайте.
А о чем говорят эти музейщики? О своей подагре.
Блин, вы сидите в такой красоте – лечИтесь ею.
Я просто поражаюсь, откуда в них столько злости, раздражения…И кому от этого плохо? И кому - хорошо?
Что вам с того, что я два раза пройдусь по залам? Я вам картины поотсматриваю?
Доставали, бубнили, пока не рявкнула в ответ. Кур как ветром сдуло. Вам больше занятся нечем?
Не стала у них ничего покупать. Все это есть в сети. Пусть сидят, как собаки н а сене.
И это аргумент про книги… «Не трогайте, вы все равно ничего не купите.»
Конечно, не куплю. Зачем мне покупки вслепую?
____________
Долго решала, куда идти дальше. Решила возвращаться на Дерибасовскую и оттуда петлять в сторону вокзала и Куликова поля.
Но, в то же время, хотелось пройти через улицы, которые лучами идут от Преображенского собора.
И получилось так, что я, задумавшись, свернула с Софиевской на Торговую – Новый рынок. Прошла еще немного – надыбала цирк. Прямо-прямо по Коблевскую – и вышла на Соборную площадь и на Преображенскую. Да, по одному из «лучей». Как и хотела.
По торговой зашла в Обжору в поисках туалета. Нет в этом маркете туалета. Зато купила поесть. Кошерную питу и бананы. Поела возле цирка. Пита не очень, мне больше нравится пресная (эта была на дрожжевом тесте).
А карта у меня просто ахтунг – мало того, что искаженная, так еще и названия улиц не те.
Название улицы, по которой я шла, Коблевской, все время казалось мне знакомым. А я ж вчера это название видела на чайне на углу Соборной площади.
Присела на лавочку. Не помню чего. Вроде не устала. Но жара такая …морская…размаривает. Бегать не хочется яи ходить – тоже. Тока сидет мешком и втыкать.
Разговоры о политике. Да, это видно – наш регион, Юго-Восток.
Одесса чувствую себя как в Марике. Только масштабы другие.
Почему-то, набирая блокнот, подумала, что теплые края – не для меня. Мне ближе умеренный или холодный климат.
Два города-ровесника. Два моря. Город соразмерен морю.
Походу поменяла карту памяти. Гектар забила. Рискнула вставить двух гектарную, новую, неюзанную .Которую рабочий ноут вупор не видит. Сфоткала памятник на соборной и …
Насидевшись. Встала и потопала на Дерибасовскую. Дошла до Мака, сходила в общую парашу. И пошла по Пушкинской – зигзагами. Зашла по дороге в Адидас…Хотела посмотреть еще синагогу. Но так ее и не обнаружила. Зато вышла на костьол и поставила галочку в своем путеводителе . Узнала кое-что новое со стендов костела.
Порто-франко – статус свободного от налога на ввоз товара города.
Костьол Успения Богородицы. Между Бунина и Жуковского (они паралленьны) по Екатерининской.
Надо же, во Львове не хватало чисто православных храмов их атмосферы и архитектуры. А здесь мне не хватало католических храмов. Их тишины и чувства обособленности. Их лаконичности. Особого пространства. Православные храмы в Одессе, не такие как в Киеве, да и вообще, они в каждом городе – разные.
Сильно заметна разница между влиянием Византии и Рима.
Хотя, нет. Во Львове мне не хватало именно чистой линии. Там все смешанное, греко-католическое. Только костоьл Антония – католический. Так вот греко-католическое, онослишком. Во всем слишком (вспомнила Преображенку, в которой пряталась на Пасху).
Хорошо, когда есть выбор – то ли в костоле посидеть, то ли в куполастом постоять, толи вообще в мечеть сходить.
Вышла к вокзалу. В Одессе вокзал – в самом центре города. Ррраз – и ты там.
Вышла на Куликово поле.
Из него сделали парк аттракционов. Крутилки всякие и рыгалки. Оно буквально слева от вокзала. . Там же спилка профсоюзов. Красивое старое здание.
Увидела в аллее на просвет красивое здание – пошла к нему. Вышла на перекресток. Так, средне. Ничего особенного в принципе.
Свернула направо и пошла к вокзалу.
Вид на поезда с Куликова поля.
___________
Вот. НА вокзале. Ох, и устали ж ноги.
Таки по брусчатке ходить легче, ноги не так устают.
Вот, не знаю. Безразлично как-то прошла Одесса. Я пройти мало успела, да и впечатлений особых нет.
Просто другой город. Может просто свойско слишком? Слишком обыкновенно?
Отрвала взгляд от блокнота
Посмотрела на девушку в желтом, и вдруг подумала…а не все так плохо!
И солнце на Дерибасовской и Приморский бульвар.
Я много прошла, а расстояния тут нешуточные.
А неувиденное – хороший повод вернуться.
Объявили подачу поезда. Я встала с лавочки и пошла к своему вагону. Обернулась. На зданием вокзала наползала туча.
Дождик? А я уезжаю. Прохладно.
Хорошо тут было.
Просто мои ожидания были другими. А зачем же было ехать с ожиданиями? Увидеть ее такой как три года назад? Как? Глаза мои-то уже другие и она – тоже. Не ожидать и не сравнивать – тогда не будет чувства «недо-».
Я снова жадно вдыхала свежий, прохладный морской воздух….Как в утро приезда.
Post Scriptum (в поезде на следующее утро).
Мне позавчера в глаз попала мушка. Я вроде глаз протерла, Но трупика не нашлось. Но и глазу ничего не мешало. Нормально глаза себя чувствовали. Да и мне не до них было.
Вчера в поезде начало казаться, что у меня – ячмень, хотя глаз был не красный. И там было что-то твердое. И только сегодня, протирая свой заплывший густой слезой глазик, я вытащила трупик мухи.
Твердое что-то под нижним веком больше не прощупывалось. Прикольно, но надо глазик прокапать на всякий случай.[/MORE]
Но, старалась держаться, ведь от меня толпа народу ждет очередной сказки
Насчет Владимирского собора. Врубелевские росписи на правом нефе. Первоначально все эскизы к росписям готовил Врубель, но их не утвердили. А Васнецов писал центральную Богоматерь с младенцем и весь главный неф собора включая исторические части вроде "крещения киевлян". В целом да, росписи храма бесспорно васнецовские.
И еще... Я не совсем поняла, что ты имела ввиду под тем, что Одессе более 500 лет. Это ты сюда и историю Хаджибей приплюсовала что ли? )) Вряд ли это отразилось на архитектуре.)
Не, я руками картины не трогала, я книжки про музей посмотреть хотела.
Птица-синица , псб за уточнение - у меня руки так и не дошли.нормально разобравть этот вопрос - я, когда приехала, прочитала книжку про собор (знаешь, продаются иногда прямо в церквях) и все.
Насчет возраста Одессы - это где такое? исправлю. Ей же то всего годков за 200 с хвостиком (как и Мариуполю нашему)
а, это да. Старые города они круглые, вернее спиральные.
а фоты Чернигова - будет тут пара штук , но позже.