Парау Парау
31.05.2009 в 23:38
Пишет Терву:Д. частенько бывает командировках в Австрии, много ходит пешком, наблюдает, на выходных катается по стране и фотографирует. Рассказывает. Как-то у нас зашел разговор о разнице менталитетов. Примерно такой.
- В Западной Европе столетия существует право на свободу личности. Взять совсем хрестоматийные примеры: Англия и Франция. Билль о правах, принятый в Англии в конце XVII века, ограничил власть короля и худо-бедно гарантировал права человек. В XVIII веке Франция стала республикой. Конечно, еще были выверты, вроде возвращения Бурбонов, но в целом - республика, которая сделала возможным понятие равенства. А что у нас? С конца Смуты сплошное укрепление абсолютизма, последний Земский собор собирается в середине того же XVII века; все указы, касающиеся крестьян со времен Бориса Годунова (вот тебе, бабушка, и Юрьев день!), делают их все более зависимыми и в конце концов доводят до положения бессловесного скота. И длится все это аж до 1861 года, да и то, говоря в скобках, грохнули царя-освободителя за милую душу.
- ...а в Лондоне примерно в это время открылось метро...
- Правда? Ничего себе, я не знала! Там метро, у нас как раз рабство отменяют! Так вот, откуда у нас возьмутся демократические традиции после такого наследия?
- Меня другое удивляет. Раз народ все это покорно терпел, заслуживал ли он своей свободы? В европах-то за нее сражались.
- Согласна. С другой стороны, я всегда вспоминаю Пушкина, его "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". А ты можешь вспомнить наше русское сопротивление, которое не выливалось бы во что-нибудь чудовищное?
Д. задумался. Я тоже.
URL записи- В Западной Европе столетия существует право на свободу личности. Взять совсем хрестоматийные примеры: Англия и Франция. Билль о правах, принятый в Англии в конце XVII века, ограничил власть короля и худо-бедно гарантировал права человек. В XVIII веке Франция стала республикой. Конечно, еще были выверты, вроде возвращения Бурбонов, но в целом - республика, которая сделала возможным понятие равенства. А что у нас? С конца Смуты сплошное укрепление абсолютизма, последний Земский собор собирается в середине того же XVII века; все указы, касающиеся крестьян со времен Бориса Годунова (вот тебе, бабушка, и Юрьев день!), делают их все более зависимыми и в конце концов доводят до положения бессловесного скота. И длится все это аж до 1861 года, да и то, говоря в скобках, грохнули царя-освободителя за милую душу.
- ...а в Лондоне примерно в это время открылось метро...
- Правда? Ничего себе, я не знала! Там метро, у нас как раз рабство отменяют! Так вот, откуда у нас возьмутся демократические традиции после такого наследия?
- Меня другое удивляет. Раз народ все это покорно терпел, заслуживал ли он своей свободы? В европах-то за нее сражались.
- Согласна. С другой стороны, я всегда вспоминаю Пушкина, его "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". А ты можешь вспомнить наше русское сопротивление, которое не выливалось бы во что-нибудь чудовищное?
Д. задумался. Я тоже.
И оттуда же камент один:
[...] Бегство от проблем оставило гигантский след в нашем менталитете плюс дало нам огромную территорию, с которой мы, правда, толком не знаем, что делать. Об этом, кстати говоря, писал Бердяев, если не изменяет память.
А черта непротивления, например, связывается с господствовавшей долгое время православной верой (которая в своей сути до сих пор остается абсолютно средневековой)...и с ней же связывается черта небрежения к бытовой составляющей...
До речі, робота інтелігенції в Росії ускладнена, напевно, ще більше, адже за віки своїх метаморфоз російський народ став майже повністю ідентифікувати себе з державою. Тому тепер народна свідомість постійно потребує "твердої руки" або чогось на зразок того. Повторюся в котрий раз, що задля демократії потрібен демос. А демос - це свідомий, освічений і духовно просунутий народ, а не "маса", що прагне до перманентності стану спокою.